2under

четверг, 10 декабря 2015 г.

Компьютерные технологии диагностики автомобиля

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества транспортного средства. Данная статья посвящена вопросу применения компьютерных технологий в диагностики автомобиля. В статье рассматривается диагностика автомобиля на основе новейших компьютерных технологий, позволяющих точно определить неисправность, а так же сэкономить время на её поиск. Ключевые слова: диагностика, система, информация, код ошибки, неисправность.

Компьютерная диагностика автомобиля — это основа
всех современных автомобилей, без которой в наше
время нельзя обойтись при ремонте автомобиля. Она
позволяет за короткий интервал времени найти скрытую
неисправность в автомобиле и устранить её. Из этого сле-
дует, что при поломке автомобиля, прежде чем делать ка-
кие-либо выводы, нужно провести качественную диагно-
стику и выявить причину его поломки.
Понятие компьютерной диагностики сравнительно
новое для сегодняшнего российского автомобилиста,
да и просто для любого человека, а поэтому и не совсем
ясна цель проводимого компьютерного тестирования ав-
томобиля, так как компьютерные технологии в диагно-
стики автомобилей стали применяться в России относи-
тельно недавно.
Компьютерная диагностика автомобиля — это те-
стирование различных электронных систем и исполни-
тельных механизмов автомобиля, влияющих на работу
бортовых систем, а также выявление неисправностей,
связанных с работой электронных систем автомобиля
и составление диагностической карты неисправностей
для последующего ремонта и устранения неполадок, свя-
занных с автомобильным электрооборудованием и ис-
полнительными системами. Все электронные бортовые
системы автомобиля оснащены системами самодиагно-
стики. Эти системы необходимы для управления испол-
нительными механизмами автомобиля, непрерывного
тестирования в момент запуска и работы двигателя. Си-
стемы самодиагностики служат незаменимым помощ-
ником в снабжении водителя информацией о работе
транспортного средства в целом, информируют о воз-
можных дефектах, неисправностях узлов и агрегатов,
а также отслеживают межсервисные интервалы, ко-
торые в свою очередь напоминают о необходимости
своевременно пройти техническое обслуживание авто-
мобиля. Не все выпускаемые у нас автомобили имеют
необходимые бортовые средства самодиагностики и диа-
гностические разъемы для подключения стационарной
контрольно-измерительной и диагностической аппа-
ратуры. В основе любого ремонта должна лежать пра-
вильная и точная диагностика, так как без определения
истинных причин различного рода дефектов идеальный
ремонт в принципе невозможен.
Плановая, регулярная компьютерная диагностика
обязательна для автомобилиста. И чтобы не омрачать своё
владение автомобилем бесконечными ремонтами и каки-
ми-то другими проблемами, необходимо проводить ка-
чественную диагностику. И в этом случае компьютерная
диагностика в не конкуренции. Как правило, большинство
дефектов можно выявить именно при осмотре. Основу
правил диагностики составляет методика оценки каче-
ства и состояния автомобиля. Комплексная оценка техни-
ческого уровня автомобиля возможно только с помощью
компьютерной диагностики.
Говоря о компьютерной диагностике автомобиля,
подразумевают следующее:
— На первом этапе — считывание всей информации
при поиске неисправности.
— Второй этап — проверка реальности полученных
данных. Затем эти данные будут использоваться профес-
сионалами при оценке состояния автомобиля, а именно
состояния электрических цепей и их соединений, напря-
жения бортовой сети, исправность датчиков.
— Третий этап предполагает доступ к данным в на-
стоящем времени (функция Data Stream). Функция Data
Stream используется для проверки элементов системы
и датчиков в реальном времени.
— И только на следующем этапе все полученные ре-
зультаты анализируются и делаются выводы о работе си-
стем, о наличии и характере предполагаемых неисправно-
стей.
Для этого специалисту по ремонту автомобилей требу-
ются инженерные знания и понимание процессов, проис-
ходящих в автомобиле. К сожалению, не всегда имеется
четкая и расписанная методика диагностирования кон-
кретной неисправности. Здесь требуется знающий, хо-
рошо разбирающейся в области компьютерной диагно-
стики профессионал.
— В завершение, необходимо стереть из памяти коды
возникших ошибок и повторно инициализировать систему.
В настоящее время средства, используемые для диа-
гностирования автомобиля, классифицируются следу-
ющим образом:
— общие и локальные — по степени охвата объектов
диагностирования автомобиля;
— диагностирование с универсальными и специали-
зированными, встроенными и внешними устройствами —
по характеру взаимодействия между объектом и сред-
ством диагностирования;
— автоматические, автоматизированные и ручные —
по степени автоматизации.
Устранить неисправность труднее, чем провести во-
время грамотную диагностику, да и время уйдёт на это на-
много больше. Поэтому без точного совершенного диа-
гностического оборудования просто не обойтись.
Для того чтобы удовлетворить потребности совре-
менных автомобилистов разрабатываются всё больше
новых диагностических средств: бортовые (ими оснащены
автомобили и они являются частью электронного блока
управления) и небортовые.
Все эти диагностические системы можно подразделить
на три категории, но говоря об этом делении, конечно же
понимается, что это деление условно:
— стационарные или стендовые диагностические си-
стемы. Названные устройства не зависят от бортовой
диагностической системы автомобиля, так как не под-
ключаются к бортовому электронному блоку управления.
Их называют ещё мотор-тестерами, они обычно диагно-
стируют системы впрыска — зажигания. Автомобильная
электроника с каждым годом становиться сложнее, вместе
с этим расширяются и функциональные возможности ста-
ционарных систем, так как в настоящее время диагностика
требуется не только для контроля управления двигателем,
но и для тормозных систем, активной подвески и т. д.;
— индицировать дефекты в работе автомобиля соот-
ветствующими кодами позволяет бортовое диагности-
ческое программное обеспечение, следующая категория
диагностических систем.
Программное обеспечение электронного блока управ-
ления содержит процессы, которые записывают в память
регистратора коды неисправностей. Если диагностическая
система обнаруживает неисправности, то на приборном
щитке включается и выключается в определенной после-
довательности световой индикатор. Специалисты, зани-
мающиеся ремонтом автомобиля, без труда расшифро-
вывают данный сигнал по справочным таблицам кодов
неисправностей.
— бортовое диагностическое программное обеспе-
чение, назначением которой является снижение вредных
выбросов из выхлопной системы автомобиля. Доступ
к данному обеспечению требует специальное диагности-
ческое устройство. Этим устройством является сканер.
Портативный диагностический тестер (сканер) подклю-
чается через специальный разъем на автомобиле к кон-
кретному электронному блоку управления или всей элек-
тронной системе. Контролируемые параметры и коды
неисправностей считываются непосредственно с элек-
тронным блоком управления и интерпретируются специ-
алистами сервиса.
Рассмотрим более детально некоторые устройства
для компьютерной диагностики:
— Стационарные мотор-тестеры — это многофунк-
циональные устройства всесторонней автомобильной
диагностики, в которых OBD–II-сканер присутствует
как малая часть универсальной системы газоанализатора,
измерения компрессии, давления топлива, разряжения
во впускном коллекторе и многого другого.
— Специализированные дилерские сканеры (или так
называемые универсальные дилерские приборы) —
многофункциональные цифровые устройства, которые
представляют собой комбинацию мультиметра, осцилло-
графа и микрокомпьютера со специализированной базой
на сменном картридже для конкретной модели транс-
портного средства. Цена таких устройств — где-то около
2000–3000 $. без картриджа и кабелей-переходников
под различные модели автомобилей (картриджи сами
по себе стоят примерно 500 $. и к тому же имеют узкую
специализацию по марке, модели и модификации автомо-
биля).
Компьютерные тестовые системы, которые пред-
ставляют собой обычный персональный компьютер, но-
утбук или карманный компьютер произвольной конфи-
гурации с соответствующим программным обеспечением
и специальным кабелем OBD–II-RS-232. В таком со-
единительном кабеле стоит программируемый микро-
контроллер, имеющим защитные протоколы обмена, так
что напрямую соединить систему OBD–II с ПК не удастся.
Остановимся немного на принципах диагностики
при помощи компьютерного мульти-сканера. Данная диа-
гностическая система предполагает следующее:
— На первой ступени используются все доступные
средства компьютерной диагностики и считываются
не только коды ошибок, но и все цифровые данные,
прямо или косвенно относящиеся к возникшей проблеме.
В данном случае очень важно понимать, что «говорит»
сканер и насколько полно он интерпретирует найденные
неисправности. Если специалист автосервиса правильно
этим воспользуется, это поможет быстро перейти к ре-
шению проблемы с обнаруженным изъяном.
— На второй ступени все полученные данные необ-
ходимо дополнительно подвергнуть электрической (ана-
логовой) проверке. И, несомненно, сразу же необходимо
тщательно провести проверку электрической системы ав-
томобиля (генератора, аккумулятора, проводов и кон-
тактов), чтобы точно убедиться в ее полной исправности.
При отрицательном результате полученная цифровая ин-
формация недостоверна или сомнительна.
— На следующем этапе необходимо, чтобы сканер
или софт установил коммуникацию с проверяемым
контролером, то есть разрешил просмотр данных в ре-
жиме реального времени (эта функция обычно назы-
вается Data Stream — отображение потока данных).
Данная функция может использоваться для проверки сиг-
налов датчиков и других элементов систем управления
в режиме реального времени. Итак, на дисплей сканера
выводятся сигналы датчиков автомобиля и параметры си-
стемы впрыска топлива в течение некоторого времени
в режимах холостого хода, а также увеличения и сброса
скорости вращения вала двигателя. После этого необхо-
димо провести анализ полученных результатов, и сделать
выводы о правильности работы системы, наличии и ха-
рактере дефектов. И наконец, следует удалить из памяти
контроллера коды ошибок и провести повторную инициа-
лизацию системы.
С помощью подобных диагностических систем, воз-
можно, эффективно свести к минимуму область поиска
неисправности и определить характер этих дефектов,
не прибегая к излишним, а зачастую и очень трудоемким
операциям. Кроме того, при проведении плановой диа-
гностики, результаты которой фиксируются и запоми-
наются, можно прогнозировать возможные неполадки
в автомобиле, которые еще не возникли и не обратились
в критическую фазу. Кроме специального оборудования
поставляемого производителями автомобилей для соб-
ственных сервисных центров существует много программ
для компьютерной диагностики автомобиля для настоль-
ного компьютера или ноутбука.
Все современные, электронные системы управления,
разработанные для управления автомобилем, обору-
дованы системой самодиагностики, которая создана
для того, что бы информировать водителя о неисправ-
ностях. Многие наверняка замечали индикатор Check-
Engine, который загорается при повороте ключа в по-
ложение зажигание, и гаснет через секунду после пуска
двигателя. Если системой самодиагностики будут обна-
ружены неисправности в работе автомобиля — инди-
катор продолжит гореть. При возникновении неисправ-
ности во время движения индикатор загорается, однако
он может и погаснуть, если неисправность перестала себя
проявлять. В этом случае информация о неисправности
вызвавшей подачу сигнала, сигнал записывается в память,
для возможности последующего считывания. В случае
если при работе двигателя индикатор Check-Engine на-
стойчиво продолжает гореть, лучшим советом будет не-
замедлительно обратится к специалистам, для более де-
тальной диагностики и устранения неисправности.
Даже на автомобилях одной марки системы управ-
ления и диагностики могут очень сильно отличаться,
но принцип остаётся неизменным: в процессе работы дви-
гателя, на различных режимах (прогрев, запуск двигателя,
холостой ход, разгон и торможение) непрерывно идёт счи-
тывание показаний нескольких десятков датчиков.
И вот — самое интересное. При возникновении сигнала
об ошибке, система диагностики сохраняет код ошибки
в долговременной памяти для дальнейшей расшифровки
специалистом станции технического обслуживания, по-
даёт сигнал о возникновении внештатной ситуации в виде
доступном для интуитивного понятия водителем и адапти-
руется к возникшей ситуации, выполняя действия преду-
смотренные программой блока управления (вплоть до си-
муляции работы повреждённого датчика).
Дальше начинается будничная работа мастера, ко-
торый подключившись к имеющемуся на блоке управ-
ления разъёму, считывает имеющиеся ошибки и после
расшифровки принимает решение о дальнейших дей-
ствиях.
Стоит заметить, что автомобиль — это совокупность
множества как простых, так и довольно сложных эле-
ментов. И хотя большинство ошибок возникает по при-
чине соединений (разъёмов), которые просто забыли со-
единить при текущем ремонте или из-за повреждения
электропроводки, иногда возникают ситуации, требу-
ющие детальной диагностики для установления точной
причины возникновения той или иной ошибки, учитывая
различные условия работы двигателя. В случае возник-
новения внезапных, непредвиденных ошибок (проводка,
разъёмы, влажность), для возобновления нормальной ра-
боты двигателя часто достаточно очистить память, то есть
сбросить имеющиеся ошибки. Но делать это самостоя-
тельно не желательно, отключая блок управления от пи-
тания или другими способами. Положитесь на профес-
сионала, который проанализирует имеющиеся дефекты.
Попытка исправить, сбросить ошибки самостоятельно,
может привести к временному увеличению расхода топ-
лива, но это в лучшем случае, а в худшем — скроет дефект
и сделает невозможным диагностику автомобиля, ввиду
потери данных о работе двигателя и ошибках. Ну а двига-
телем, который как бы работает исправно, ни кто не будет
заниматься серьезно. Оптимальные настройки должны
восстановиться через 50–60 километров пробега, но,
как уже отмечалось, необходимые настройки будут отно-
сительно состояния автомобиля, который, в случае неис-
правности, по-прежнему останется неисправным.
Даже если учесть, что компьютерная диагностика
вошла в нашу жизнь сравнительно недавно, мы можем
с уверенностью сказать, что высокая надежность совре-
менной компьютерной диагностики автомобиля привела
к сокращению числа простых дефектов, которые легко
выявляются опытными ремонтниками на станциях техоб-
служивания. С другой стороны, если наблюдается неис-
правность, можно указать много вероятных ее причин.
Диагностирование сегодня значительно отличается,
от того, что было 10–20 лет назад.
Автомобильный сервис старается идти в ногу с но-
выми технологиями и решениями в автомобильном мире
и всегда готов прийти на помощь в трудных ситуациях.
Итак, подведём черту, что автодиагностика, а именно
компьютерная диагностика — это 100 % успеха в каче-
ственном ремонте автомобиля.

Компьютерные технологии диагностики автомобиля
Польшакова Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, доцент;
Доманов Сергей Сергеевич, магистрант
Орловский государственный аграрный университет

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.