2under

воскресенье, 30 мая 2010 г.

Секреты умения удерживать автомобиль на прямолинейной траектории

При движении по прямой обе руки должны располагаться симметрично на рулевом колесе. Левая рука захватывает руль в точке 10, а правая - в точке 2 (по циферблату часов). Руки работают как балансиры. Вспомните, как действует канатоходец: его действия очень естественны для сохранения равновесия. Кстати, элементы такого балансирования заложены в каждом человеке. Но если канатоходец сохраняет равновесие с помощью шеста, то водитель использует для этого рулевое колесо.
Автомобиль, отклоняясь от заданной траектории, сам подсказывает, куда нужно повернуть руль. Но неопытный водитель совершает ошибки, слишком поздно реагируя на увод и задерживая руль в повернутом положении. Серия таких ошибок приводит к вилянию. А профессионал тотчас после поворота руля возвращает его в положение прямо, не дожидаясь реакции автомобиля.
В зависимости от особенностей дорожного покрытия и скорости движения применяются разные способы коррекции траектории:

На асфальтовом покрытии при предельной скорости движения прямолинейность обеспечивается за счет тонкого перераспределения веса рук на рулевом колесе. Обе руки своим  собственным весом чуть-чуть тянут руль вниз. Чтобы сделать мини-поворот руля, убирается часть одной руки и руль как чуткие весы делает колебание в сторону нужного маневра. Тотчас возвращается вес облегченной руки, и система приходит в равновесие, а автомобиль возвращается на прямую траекторию.

На льду, где очень важно не допустить грубых и резких действий, руки работают как соперники. Одна тянет руль вниз, а другая сопротивляется (подтормаживает) резкой тяге, а затем, после мини-поворота, возвращает руль в исходное положение.

На вязком грунте (снежная целина, песок, грязь), где автомобиль постоянно рыскает, вырываясь из рук, они работают как партнеры, резко и сильно рывками направляя автомобиль, преодолевая реакцию колес на трудную дорогу. Такая работа требует высокой мобилизации, приложения значительных усилий.

На щебенчатой дороге или покрытии с постоянно меняющимся коэффициентом сцепления многие знаменитые гонщики применяют необычный способ прямолинейного движения. Они непрерывно покачивают рулем мелкими по амплитуде и частыми по темпу движениями, пытаясь ощутить реакцию дороги и заставить автомобиль самому выбрать верную траекторию.

При движении задним ходом в обратной посадке (с разворотом корпуса вправо), захват руля осуществляется в верхней точке (12) одной левой рукой. Такое положение позволяет контролировать положение колес прямо. Коррекция траектории выполняется поворотом руля и мгновенным возвратом его в исходное положение. Лучше сделать серию небольших повторных действий поворот-выравнивание и выравнивать колеса, дожидаясь реакции автомобиля на их поворот. Если задерживать выравнивание, то придется реагировать на увод передней части автомобиля действием в другую сторону с еще большей амплитудой, а автомобиль будет пытаться нарисовать извилистую линию вместо прямой.

При экстренном разгоне и торможении, особенно на скользкой дороге, частичная пробуксовка или блокировка ведущих колес приводит к рысканию переднеприводного автомобиля и к раскачиванию задней оси - заднеприводного. Для удержания автомобиля на прямолинейной траектории при форсированном разгоне (когда педаль акселератора нажата в пол), а также при резком и импульсивном торможении, спортсмены применяют рывковые действия двумя руками. Это делается для того, чтобы не допустить потерю поперечной устойчивости (занос автомобиля) и управляемости (снос передней оси). Нужно отметить, что только рулем не всегда можно решить эти проблемы, потому что каждый из основных органов управления автомобилем (три педали, руль и рычаг переключения передач) может действовать либо во благо, либо во вред водителю. Поэтому при экстренном разгоне спортсмены применяют разные варианты управления педалью акселератора (ступенчатое, плавное, прерывистое нажатие), смягчают момент включения сцепления (задержка в фазе включения), а при импульсивном торможении пользуются приемом перегазовка, чтобы не допустить проскальзывания колес (блокировки).


Источник:
Э.С. Цыганов - 120 приемов контраварийного вождения

1 комментарий:

  1. Ценная статья - если бы все придерживались этого, намного меньше аварий было бы.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.