2under

понедельник, 31 мая 2010 г.

Особенности управления автомобилем в повороте

В чем же заключаются особенности управления автомобилем в повороте, и почему повернутый на определенный угол руль еще не решает всех проблем безопасности?
  • Во-первых, здесь действуют центробежные силы инерции, которые не просто выталкивают автомобиль с дороги, но и изменяют силы сцепления колес с дорожным покрытием. Внешние (по отношению к повороту) колеса оказываются значительно более загруженными, а внутренние - разгруженными, и этот фактор делает их реакцию на действия водителя неодинаковой. Представьте, что вы шагаете по льду, а на одной ноге у вас ботинок с резиновой подошвой, а на другой с кожаной. В частности, поэтому, интенсивное торможение в повороте на высокой скорости часто приводит в потере устойчивости автомобиля (занос, боковое скольжение, вращение).
  • Во-вторых, проблемы можно ожидать от самого главного колеса, так называемого упорного. Так спортсмены окрестили переднее наружное колесо, положение которого обеспечивает траекторию автомобиля в повороте. В спорте часто можно наблюдать, как внутренне переднее колесо на доли секунды отрывается от дороги и не участвует в управлении. Бывает, что спортсмен по горной дороге вывешивает внутреннее колесо над пропастью, не опасаясь такой ситуации, потому что вес автомобиля смещен на другое колесо. Сильно нагруженное колесо, особенно если это касается серийного автомобиля с мягкой подвеской и высокой покрышкой, подгибается, контакт с дорогой перемещается на боковую поверхность шины, не имеющую протектора. Начинается боковое скольжение колеса (снос) и увод автомобиля с траектории движения.
  • В-третьих, это проблемы неустойчивого равновесия. Для водителя они намного сложнее, чем те, которые возникают при удержании автомобиля от рыскании на прямой. Чтобы создать модель такого равновесия, когда автомобиль на предельной скорости преодолевает поворот, представьте такую картину. Перед вами раскачивается канат, закрепленный на двух опорах. Вы должны прыгнуть на него и сразу установить такое равновесие, чтобы не упасть на землю. Этот трюк под силу лишь профессиональному циркачу. Поэтому многие неподготовленные водители попадают в серьезные аварии, пытаясь пройти крутой поворот на высокой скорости.
Теперь рассмотрим элементы и приемы мастерства управления, которые обеспечат удержание автомобиля на заданной траектории. Следует особо оговориться, что только приемы руления не дадут вам гарантий безопасности. Все зависит от слаженных действий рулем и педалью акселератора.
Поворот автомобиля на небольшой угол (0, 1, 2) сопровождается поворотом рулевого колеса без перехвата рук.
На дуге поворота, если крутизна значительна (категории поворота 3, 4), ведущая рука (в правом повороте - правая, в левом повороте - левая) не должна оказаться в нижнем секторе. Чтобы избежать такого положения, водитель до начала маневра предпринимает предварительный захват, т.е. смещает ведущую руку на руле в противоположную сторону. Так он увеличивает угол поворота рулевого колеса без перехвата.
При прохождении крутых поворотов (категории 5, 6, 7), когда рулевое колесо нужно повернуть более чем на 180 градусов, применяется круговое руление двумя руками поочередно с перехватами рук на боковом секторе рулевого колеса. При этом конечное положение рук после вращения руля должно соответствовать точкам 12 - 4 при повороте вправо и точкам 8 - 12 при повороте влево.
Если при движении по прямой поза готовности водителя соответствует положению рук в точках 10 - 2, то в повороте такую готовность можно обеспечить смещением рук на боковой сектор (12-4 или 8-12) при сохранении угла захвата в 120 градусов.

Советы при езде по неровностям
Секреты умения удерживать автомобиль на прямолинейной траектории

2 комментария:

  1. От того места, куда едешь!!

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.